Возмещение НДС иностранной организацией, не имеющей представительств в РФ
старший юрист, канд. юрид. наук
И.В. Кравченко,
юрист
Авторы – сотрудники «Пепеляев Групп»
Постановка проблемы
Иностранная компания (далее – Компания) с 1998 г. сдает в аренду недвижимое имущество. Одно из сдаваемых в аренду зданий в 2004 г. сгорело, а в 2005–2006 гг. было отстроено заново с привлечением подрядных организаций и в 2006 г. вновь сдано в аренду.
Предъявленный подрядчиками НДС за 2005–2006 гг. заявлен Компанией в налоговых декларациях 2006 г., которые поданы в налоговый орган в январе 2009 г. с заявлением о возмещении НДС на банковский счет Компании.
Компания состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту нахождения недвижимого имущества с 2004 г. До января 2009 г. отчетность подавалась налоговым агентом Компании – арендатором, НДС и налог на прибыль перечислялись в бюджетную систему РФ также налоговым агентом при выплате арендной платы.
Налоговая инспекция отказала Компании в возмещении НДС на том основании, что она не представила документов, необходимых для постановки на учет в налоговом органе в качестве представительства иностранной организации, являющейся плательщиком НДС по месту постановки на учет каждого из своих филиалов и представительств.
Иных обстоятельств в качестве оснований отказа Компании в возмещении НДС инспекция не указала.
Попытки решения проблемы
Получив отказ в возмещении НДС, Компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и о вменении в обязанность налоговому органу возместить НДС путем возврата с процентами за нарушение сроков возврата. Правовая позиция налогоплательщика состояла в следующем.
Согласно пункту 2 статьи 173 и пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
(п. 2 ст. 144 НК РФ)
Иностранные организации вправе встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам, подлежащим уплате, сумма НДС, которая должна быть возмещена по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет (п. 6 ст. 176 НК РФ).
Согласно общему правилу вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Исключений из этого правила или каких-то особенностей для налогоплательщика – иностранной компании, состоящей на налоговом учете в налоговых органах РФ на момент приобретения работ и услуг, налоговым законодательством РФ не установлено. Также в главе 21 НК РФ в качестве основания (условия) для получения права на вычет НДС не предусмотрена постановка иностранной компании на налоговый учет в качестве налогоплательщика НДС.
Налоговые вычеты по НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Инспекция ссылалась на пункт 2 статьи 144 НК РФ (см. текст на полях, с. 52), однако:
- постановка на налоговый учет по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ – лишь право иностранной компании;
- у Компании на территории РФ нет постоянных представительств в том смысле, который придается этому понятию в статье 306 НК РФ. Деятельность Компании по сдаче в аренду недвижимого имущества не признается деятельностью, образующей постоянное представительство. Более того, у Компании нет в РФ представительств, филиалов и каких-либо отделений и в смысле гражданского законодательства.
Согласно пункту 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций1 (далее – Положение), если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в РФ через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
Иностранные и международные организации, имеющие в РФ недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством РФ, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций (п. 2.4.2 Положения).
При постановке на учет иностранной организации налоговым органом как по месту осуществления деятельности, так и по месту нахождения недвижимого имущества выдается Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН (п. 2.1.1.1 и 2.4.3 Положения).
Такие свидетельства Компанией получены, ИНН Компании присвоен, он один. При этом деятельности на территории России, кроме сдачи в аренду недвижимого имущества, Компания не осуществляет.
Из положений статей 171, 172 и 176 НК РФ следует, что постановка представительства Компании на учет не является условием получения Компанией права на возмещение НДС.
Такая позиция подтверждается практикой ФАС Московского округа, в том числе по приведенному в пример делу2.
Интересен дополнительный довод налоговой инспекции, заявленный ею в рассмотренном деле: поскольку налоговый агент уже возместил из бюджета часть суммы НДС, уплаченного в нарушение установленного порядка за Компанию, повторное возмещение путем возврата указанной суммы Компании не основано на нормах права3.
В ответ Компания привела следующие аргументы: возмещение налоговым агентом из бюджета суммы «входного» НДС не влияет на право Компании на возврат этой суммы из бюджета. На это право не влияет и вывод инспекции о том, что нарушен порядок уплаты НДС, так как его должен был перечислять в бюджет сам налогоплательщик.
В итоговом судебном акте кассационный суд подтвердил эту позицию, указав, что:
первоначальная подача налоговых деклараций, исчисление, а также фактическая уплата налога не налогоплательщиком, а его арендатором как налоговым агентом не может быть основанием для отказа налогоплательщику в возврате НДС при установлении факта излишней уплаты налога;
довод инспекции о том, что возврат Компании из бюджета спорной суммы НДС является повторным, поскольку эта сумма уже возвращена из бюджета налоговым агентом, основан на неправильном толковании налогового законодательства в отношении сумм, различных по своей правовой природе и подлежащих возврату по различным правовым основаниям. Налогоплательщик обратился за возвратом излишне уплаченной суммы НДС, исчисленной с облагаемых операций (ст. 78 НК РФ), а налоговый агент – за возмещением НДС, уплаченного поставщику и подлежащего налоговому вычету (п. 2, 3 ст. 171, п. 1 ст. 172, 173 НК РФ).
Выводы
Иностранная организация встает на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из названных в статье 83 НК РФ оснований, а не по какому-либо конкретному налогу.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДС не предусмотрена НК РФ – более того, она не является условием для налоговых вычетов по НДС.
Таким образом, иностранная компания, если ее деятельность не образует постоянного представительства в РФ, вправе заявлять налоговые вычеты по НДС в связи с деятельностью, облагаемой НДС, и получать возмещение в случае превышения налоговых вычетов над суммой НДС к уплате.
N.A. Travkina, I.V. Kravchenko
Recovery of VAT by a foreign company that has no representative office in the Russian Federation
Russian legislation on taxes and levies does not establish any VAT recovery rule particular to foreign companies without representative offices or subsidiaries in the Russian Federation, but which are registered with the tax authorities. Despite this, the tax authorities keep finding grounds, albeit unlawful, for refusing to allow such companies to recover VAT.
2 См., например: Постановление ФАС МО от 09.06.2009 № КА-А40/4946-09, от 11.06.2010 № КА-А41/5752-10.
3 Данный довод был поддержан апелляционным судом.
Ключевые слова: «НДС» – «иностранная компания» – «представительство в РФ» – «налоговый агент» – «налоговый вычет» – «аренда» – «недвижимое имущество»