ВАС РФ дал оценку системе учета крупнейших налогоплательщиков
член Президиума Российской
канд. юрид. наук
Опубликовано решение ВАС РФ от 25.11.2004 № 7448/04. Несмотря на то что оно не отличается последовательностью и не все его положения представляются убедительными, в подходе к регистрации крупнейших налогоплательщиков все же наметились важные изменения.
Если в соответствии с позицией налогового ведомства крупнейшие налогоплательщики принудительно снимались с учета в местных инспекциях и принимались к учету в отраслевых межрегиональных инспекциях, расположенных в Москве, то ВАС РФ признал, что учет в налоговых органах по месту нахождения компаний является обязательным, так как обеспечивает им законную возможность реализовать свои права и выполнять обязанности налогоплательщиков с минимальными издержками в условиях территориальной близости налогового органа.
ВАС РФ указал, что межрегиональная инспекция, если она находится по месту нахождения организации — крупнейшего налогоплательщика, может выполнять функции налоговой инспекции по месту нахождения такого налогоплательщика.
Согласно позиции ВАС РФ существует разница в объеме полномочий налоговых инспекций по месту нахождения налогоплательщика и всех других налоговых инспекций. Именно по месту нахождения (по месту выдачи свидетельства о постановке на налоговый учет) налогоплательщики обязаны сдавать декларации, передавать необходимые документы и т. д. Именно территориальные инспекции полномочны проводить проверки сданной отчетности, принимать решения по их результатам.
ВАС РФ указал, что приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290 «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» не содержит правовых норм, не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, не устанавливает правовой статус организации, не имеет межведомственный характер. Этот приказ не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщиков.
Можно сделать вывод, что регистрация крупнейших налогоплательщиков в межрегиональных инспекциях носит дополнительный, вспомогательный характер. Эти инспекции не обладают контрольными полномочиями, а выполняют методические функции. Значит, форма их работы должна быть соответствующей: сбор необходимых данных от налоговых инспекций, а не от налогоплательщиков, помощь этим инспекциям в контрольной работе и т. д.
Чтобы читатели «Налоговеда» могли глубже разобраться в существе принятого ВАС РФ решения, мы помещаем в настоящем номере журнала статью «ВАС РФ принял решениеѕ», подготовленную участниками рассмотрения дела в суде — доктором юридических наук П.С. Коршиковым и адвокатом В.М. Кулешовым.
Приглашаем наших читателей продолжить обсуждение темы регистрации налогоплательщиков. Это особенно важно сейчас, когда идет подготовка изменений в части первой НК РФ по вопросам налогового администрирования.
С уважением,
С.Г. Пепеляев, главный редактор,
член Президиума Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
[ сноска 1 ] См.: Налоговед, 2004, № 5, 6, 11.
Ключевые слова: ВАС РФ, полномочия налогового органа, статус, межрегиональная налоговая инспекция, крупнейший налогоплательщик, обжалование, authority of the tax office, filing of appeals, interregional tax office, major taxpayer, Russian Supreme Arbitration Court, status